Вы здесь

К увеличению сроков полномочий президента и Госдумы

Компартия Российской Федерации всегда выступала за установление жёсткого парламентского контроля за исполнительной властью, считая его одним из серьёзных условий противодействия коррупции, наведения порядка и установления дисциплины и ответственности. Это логично и правильно. Пока же всё наоборот, исполнительная власть в лице представителей губернаторов в Совете Федерации контролирует Госдуму, весь законотворческий процесс и определяет его в исключительно благоприятных условиях для правительства и Кремля.

Поддерживая законодательную инициативу президента по установлению обязанности правительства представлять ежегодный отчёт в Государственную Думу, с которой он выступил осенью 2008 года, считаем такую форму одновременно и народным контролем. Что касается поправок о продлении полномочий президента и Госдумы, то этот вопрос, на наш взгляд, является преждевременным, не актуальным для жизни страны. Медведеву следовало бы побыть в занимаемой должности год-другой, наработать опыт, а потом уже вполне осознанно предлагать изменения в Конституцию.

Скажем откровенно, его предложения для всех нас оказались неожиданными и в то же время неадекватными в свете складывающейся ситуации в стране. Но он в этом не оригинален. Давайте обратимся к истории. В Москве и Беслане в 2006 году были совершены террористические акты, сотни человеческих жертв. Все ждали от Путина серьёзных мер по пресечению и предупреждению страшных преступлений. Вместо этого он абсолютно неадекватно предложил не избирать губернаторов на прямых выборах, а фактически назначать их по его представлению. Так ведёт себя и Медведев.

Считаем инициативу президента попыткой увести парламент и общество от обсуждения острейшей проблемы, связанной с разразившимся финансово-экономическим кризисом. В стране закрываются предприятия, разоряются банки, идёт массовое увольнение людей, не выплачивается заработная плата.

Надо сохранить имеющийся срок полномочий президента и Думы, и более того, внести другие изменения в действующее законодательство о том, что президент по истечении срока полномочий не может претендовать на должность главы государства ещё раз, если при его правлении произошло резкое ухудшение социального положения и благополучия российских граждан. Этот же подход мы предлагаем распространить и на членов правительства Российской Федерации.

В Российской Федерации уже 16 лет существует президентское правление. Срок большой. Бориса Ельцина сменил преемник, этого преемника сменил другой преемник на пост президента. Однако так и не создано действительно гражданского общества. Нет справедливых, честных, открытых выборов. Почти все послания президентов оказались невыполненными. Провалена реформа Вооруженных Сил, влачащих сегодня жалкое существование. На низком уровне находится продовольственная безопасность. Как известно, Россия в 2008 году закупила за рубежом продовольствия почти на 1 трлн. рублей. В текущем году закупим ещё больше. Провалено исполнение нацпроектов, их финансирование на сентябрь 2009 года не превысило 20—40%, а нам в этой ситуации предлагают обсуждать сроки полномочия президента и Госдумы. Это выглядит достаточно циничным в глазах большинства россиян.

Следует напомнить, что окончание правления президента Ельцина ознаменовалось августовским дефолтом 1998 года. Правление Путина — финансовым и экономическим кризисом. Поэтому менять надо не сроки полномочий, а экономическую и политическую системы государства. Они сегодня работают не на общество и гражданина, а на выращивание олигархов и валютных миллионеров.

В стране, исходя из положений Конституции, других законов, сложилось жёсткое авторитарное правление, огромная концентрация власти в руках президента. Российское законодательство не выработало мер по сдерживанию этого абсолютизма, создания адекватных ему противовесов. При таких условиях нельзя ставить в зависимость от воли одного человека, его личных и деловых качеств судьбу и будущее народа и нашей страны. Процедура отрешения президента, предусмотренная нынешней Конституцией, фактически не реализуема и не является гарантией от произвола главы государства.

В отличие от президента мы считаем, что в стране назрела конституционная реформа вплоть до принятия нового Основного закона. Ныне действующая Конституция была написана под Бориса Ельцина и нацелена на разрушение прежней существовавшей политической системы власти. Но она не способствует созиданию и не дает реальной возможности по реализации политических, социальных, экономических, избирательных прав и свобод российских граждан. Одновременно мы предлагаем перераспределить полномочия между президентом, правительством и Федеральным Собранием. Правительство должно концентрировать в своих руках все полномочия исполнительной власти и нести ответственность за состояние дел в стране. На Федеральное Собрание возложить обязанности по формированию судов, прокуратур и контролю за их деятельностью.

Особо о Совете Федерации. После того, как главы исполнительной власти регионов фактически стали назначаться президентом через законодательные органы регионов, Совет Федерации потерял свою легитимность, связь с народом, который обладает всей полнотой власти. Половина членов Совета Федерации назначается губернаторами, ныне также не избранными народом, а назначенных президентом. Вот тут-то и возникает вопрос: а получили ли, с позволения сказать, сенаторы власть от народа? Нет, не получили. По этой причине и ставится под сомнение легитимность уже всего Федерального Собрания.

В него направляются люди, которые ныне не имеют никакого отношения к регионам. Он, образно выражаясь, превращается в Африку. Если в Советском Союзе скомпрометировавших себя руководителей, не обеспечивших участок работы и просто неугодных, отправляли послами в африканские государства, то теперь отправляют в Совет Федерации. Поэтому мы и ставим вопрос о его формировании через прямые выборы всем населением страны.

В преддверии 15-летия Основного закона, хочу отметить, что Конституция на бумаге не совпадает с реальной Конституцией, с реальной жизнью страны. Здесь можно много и долго говорить. Отмечу лишь один факт: в стране не гарантируется основное право гражданина — право на жизнь. В результате убийств, прямого насилия, отравлений, техногенных катастроф в стране умирает более полмиллиона человек в год. Вот чем мы должны быть сегодня озабочены, а не решением продления полномочий президента и Госдумы.

Легитимность нынешней Конституции вызывает серьёзные сомнения. Ее протащили в буквальном смысле слова, через реализацию Указа президента Ельцина № 1400 о поэтапной конституционной реформе в России. Данный указ, как известно, был признан Конституционным судом не соответствующим Основному закону Российской Федерации. Проект Конституции был вынесен на референдум тем же Ельциным, который задолго до голосования по нему был отрешён от власти. За ныне действующую Конституцию на референдуме 12 декабря 1993 года проголосовало 32 млн. россиян, менее одной трети избирателей России.

Так что всё государственное строительство мы сегодня ведём на достаточно зыбкой основе, которая может рухнуть в од-ночасье. Вот об этом надо думать.