Вы здесь

Пресс-конференция Депутата Государственной Думы РФ, лидера Движения в поддержку армии В.И. Илюхина на тему: `Военный бюджет 2002 г. - удар по армии и флоту`.

Президент России В.Путин в запале политической риторики неоднократно заявлял о возможности вступления нашего государства в состав НАТО. Тем самым он подчеркивал, что среди членов Северо-Атлантического альянса у нас нет военного противника и мы как бы разделяем военно-политические взгляды США и блока НАТО. В настоящий момент в свете возможных предстоящих военных действий Америки и ее союзников против ряда мусульманских государств, заявления В.Путина провоцируют втягивание России в новую большую войну против тех, с кем ее исторически связывают тесные политические, экономические и культурные отношения.

Проведение антитеррористических акций в Чеченской республике показали, что Вооруженные Силы России в настоящий момент не только не готовы на серьезное военное противостояние с экономически сильным государством, но даже не способны быстро и эффективно справиться с разрозненными бандформированиями. И виной тому не армия нашего государства, а та военно-экономическая политика правительства Российской Федерации и так называемое реформирование Вооруженных Сил, которые до крайности ослабили некогда оборонное могущество Советского Союза и России. В результате сегодня можно эксплуатировать лишь 30 % парка боевых самолетов. Из каждых 10 бронетранспортеров в исправном состоянии лишь два. Семь лет в ВМФ не поступает новейших образцов надводных и
подводных кораблей. Средства связи в войсках изношены на 70-75 %. НАТО использует пятое и шестое поколение боевой техники и вооружение, а Россия довольствуется лишь третьим. Тем не менее в Федеральном бюджете на 2002 год заложены минимальные суммы на совершенствование техники и вооружения, что не позволит нам эффективно решать вопросы укрепления обороноспособности и безопасности.

Следует подчеркнуть, что вопреки заявлениям президента РФ и председателя правительства о государственной заботе по укреплению армии и флота, о повышении социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров, делается все для дальнейшего ослабления обороноспособности страны. Новый проект Федерального бюджета на 2002 год тому красноречивое подтверждение.

Президент и правительство объявили его, как социально ориентированный, в который заложены средства на военную реформу. Однако мало где говорится о приостановке действия 55 Федеральных законов, предоставляющих ряд социальных льгот и гарантий личному составу силовых структур России, и в том числе военнослужащим Вооруженных Сил РФ. Среди них несколько основополагающих статей закона "О статусе военнослужащих". За счет ущемления интересов этих социальных групп планируется пополнить казну более чем 335 миллиардами рублей. При всем при том расходы на национальную оборону сократятся с 2,8 % от ВВП в 2001 году до 2,7 % в 2002 году, в том числе на
строительство и содержание Вооруженных Сил с 2,6 % от ВВП до 2,5%. А если учесть, что ни один бюджет за последние 10 лет не обеспечил стопроцентные выплаты на национальную оборону, строительство и содержание армии и флота, то и вовсе о достаточном финансировании Вооруженных Сил говорить не приходится.

Какой же смысл вкладывается правительством в проведение военной реформы? Как и прежде - дальнейшее сокращение численности личного состава, частей и соединений Вооруженных Сил; повышение окладов по воинской должности офицерскому составу и контрактникам; финансирование обновления вооружения, боевой техники и принятие ряда мер по усилению борьбы с международным терроризмом.

Первый момент реформы не нов и ведет не только к дальнейшему ослаблению Вооруженных Сил, но и плодит многократно бесквартирных военнослужащих, офицеров запаса и в отставке, которых сейчас насчитывается более 300 тысяч. А вот на втором моменте следует остановиться более подробно, так как он связан с социальной сферой, предстоящими достижениями которой так гордятся и президент и председатель правительства.

В.Путин неоднократно обещал, что приравняет денежное содержание военнослужащих к тарифным ставкам
государственных служащих, однако когда эти заявления были законодательно утверждены и Госдумой и Советом Федерации, президент на внесенные поправки в Закон "О статусе военнослужащих" наложил вето. Теперь проект Федерального бюджета вновь нас возвращает к этой же проблеме, однако тема находит в нем достаточно своеобразное решение. Правительство предлагает отменить все существующие льготы, заложив их финансовый эквивалент в денежное содержание военнослужащих. Причем льготы должны быть отменены 1 января 2002 года, а повышение окладов планируется произвести только с 1 июля 2002 года. Полгода офицеры и контрактники будут брошены на
самовыживание. Зато бюджет получит весомую прибавку, которую "с барского плеча" потом будут отдавать тем же военнослужащим, представляя как заботу о людях в погонах.

Представляют интерес расчеты экспертов, которые говорят, что с отменой льгот даже после повышения
должностных окладов жизненный уровень военнослужащих не повысится, а останется практически на прежних позициях или даже снизится. Так, командир полка сегодня получает в среднем 3000 рублей, а возвращает в бюджет по всем видам выплат чуть более пятисот рублей. С июля 2002 года он будет получать порядка 4365 рублей, а возвращать государству от 2511 до 2732 рублей. Таким образом в настоящий момент у комполка на жизнь остается 2500 рублей, а с нововведениями в следующем году у него будет оставаться в среднем 1650-1800 рублей. В результате реальные доходы офицеров при условии стабильности тарифов на жилье, коммунальные услуги, электроэнергию, что совершенно
нереально, уменьшатся по сравнению с сегодняшним днем у командира полка на 35 %, у командира батальона на 32 %, у командира роты - на 40 %. И это называется социально ориентированный Федеральный бюджет? И это забота о военнослужащих?

Не повысится уровень жизни и у военных пенсионеров. Пенсии сегодня предлагается начислять без учета стоимостного выражения продовольственного пайка, что явно ослабит позиции этой категории российских граждан. Но еще более в бедственном положении оказывается гражданский персонал Министерства обороны РФ. Вследствие отсутствия финансирования с 4 квартала 2001 года у него сокращаются на 25 % надбавки за работу в Минобороны и на 25 % за выслугу лет. Увеличение же зарплаты предусматривается лишь на 26-54 %, в то время, как в других отраслях на 80-100 %. Эти цифры свидетельствуют, что вскоре произойдет массовый отток гражданского персонала из
Вооруженных Сил. РФ.

Таковы слова и реальные дела российского президента.