Вы здесь

Выступление на Пленарном заседании ГД В.И. Илюхина при обсуждении законопроектов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия»

Уважаемые коллеги!

Фракция КПРФ всегда поддерживала и будет поддерживать все усилия, направленные на укрепление следственного аппарата, на соблюдение в ходе предварительного расследования прав и свобод российских граждан, на обеспечение принципа неотвратимости наказания за посягательства на жизнь и здоровье человека.

Мы исходили и будем исходить из того, что высшая ценность – жизнь человека должна быть обеспечена. Но мы никогда не согласимся с тем, чтобы следствие, оставаясь бесконтрольным и безнадзорным, превратилось в машину подавления, в обеспечение функционирования авторитарной власти.
Мы хорошо осознаем, что следствие, как первоначальная стадия отправления правосудия, нуждается в серьезно совершенствовании, в повышении его качества и надежности.

Вместо этого нам предлагают решать вопрос иного рода – где быть следствию, а не то, каким ему быть. Поэтому фракция КПРФ отрицательно относится к вынесенным президентом законопроектам.

Нам пытаются внушить, что создание федерального следственного комитета на базе следственного аппарата прокуратуры РФ является первым шагом к образованию единой следственной службы по примеру ФБР США.

Но надо ли нам идти по этому пути, надо ли нам фактически упразднять российское Министерство внутренних дел, которого нет в Америке.

Создание еще одной российской федеральной службы в сфере обеспечения правопорядка обрушится тяжелым бременем на плечи наших сограждан, наших налогоплательщиков.

К тому же вместо надежной защиты человека и общества образование единого следственного комитета вызовет дополнительные межведомственные конфликты, волокиту в раскрытии преступлений и привлечении виновных лиц к установленной ответственности.

Сегодня у МВД, прокуратуры и следствия есть общий интерес, есть общая задача в установлении и объективном, справедливом наказании преступников. Вместо этого будет, я это еще раз подчеркну, ведомственный интерес и попытка переложить ответственность за провалы в противодействии преступности друг на друга.

Следственный комитет несомненно будет ставить вопрос о придании ему оперативных, экспертных, аналитических, технических и прочих служб.

Экономика страны просто этого не выдержит. Поэтому у нас другое предложение.
Мы за сохранение существующего оперативного воздействия на преступность, при неуклонном повышении его качества и эффективности.

Мы за сохранение процессуального и организационного равенства следственных служб, где бы они не находились - в МВД, ФСБ и прокуратуре.

При этом считаем возможным дальнейшую концентрацию следствия в системе МВД РФ, передачу в его ведение расследование всех преступлений против здоровья и жизни человека.

Следствие в МВД и сейчас расследует почти 90% всех уголовных дел.

Следствие в прокуратуре должно сосредоточить в своих руках расследование наиболее тяжких должностных преступлений, преступлений, совершонных судьями и работниками правоохранительных органов.

При таком подходе мы сохраним разумные противовесы, избежим давления одной службы правоприменителей на другую.

Что на наш взгляд сейчас является первоочередным.

- Сохранение и воспитание профессиональных кадров.

К сожалению, более 60% следователей имеют стаж работы менее пяти лет. Смею утверждать по личному опыту – это еще не состоявшиеся следователи. Аппарат подвержен огромной текучести. Поэтому надо решать вопросы социальной обеспеченности и защищенности следователей, где бы они не находились.

Невозможно проводить качественное расследование дел, если на низком уровне у нас находится работа экспертных служб, их научно-техническая база. На этом надо сосредоточить наши усилия. Потеряем экспертизу – потеряем последний надежный источник доказательств.

Есть масса других неразрешимых, кричащих проблем. Нам же вместо этого предлагают втянуться в перетягивание каната, исходя из ведомственных амбиций, списывая при этом зарубежный опыт далеко не всегда лучший.

Сошлюсь на высказывания известного историка Ключевского, который сказал примерно так, что слепое копирование западного образца и перенесение его на тело России ничего, кроме как злокачественной опухоли не вызовет.

Предложенные к рассмотрению проекты законов действительно, как мы уже и отмечали, закрепляют авторитарное правление в Российской Федерации.

Следственный комитет объявляется военизированной структурой. Вот вам и результат, конечный результат развития демократии в России. Руководить комитетом будет сам президент.

Таким образом законодательством будет закреплено вмешательство президентских структур в отправлении правосудия на его первоначальной стадии предварительного расследования, вмешательство в конкретные уголовные дела.

Вопрос более чем серьезный.

Почему бы не установить, что следственный комитет возглавляет его председатель, подотчетный президенту?

Если уж и выбирать, то предлагаем ради независимости и самостоятельности определить место следственного комитета при Верховном Суде РФ.

Еще один ущербный момент.

Следственный комитет фактически обозначен как государственный орган, но не отнесен ни к одной ветви власти. А фактически понимай, что это филиал администрации президента.

В законопроектах нет никакого упоминания о судебном контроле и прокурорском надзоре за их исполнением, если они в случае принятия вступят в законодательную силу.

Это опасный момент. От него пахнуло холодком известных трагических событий 30-х годов. Уже потом, в 60-е годах прошлого столетия при выяснении выясняя их причин, будет отмечено отсутствие надежного прокурорского надзора за органами НКВД.
Нисколько не преувеличиваю опасность. Сегодня только из-под стражи из следственных изоляторов ежегодно освобождается за отсутствием вины около 3 тысяч человек.

Нас беспокоит то положение законопроекта, в котором закреплено, что сообщения, в том числе и анонимные, о совершении преступлений прокурорами проверяют следователи следственного комитета. Они же могут выносить и постановления об отстранении прокурора от должности на время предварительного расследования.
Одна такая запись в законе может перечеркнуть весь прокурорский надзор, его независимость и объективность.

К тому же и возбуждение уголовного дела в отношении прокурора следствие будет решать самостоятельно, без заключения соответствующих судебных органов.
Можно и дальше продолжать перечень опасных новшеств, предлагаемых для принятия. Однако и приведенные моменты позволяют утверждать, что в стране предпринята попытка воссоздать бесконтрольную с широкими полномочиями карательную структуру.

Мы с этим согласиться не можем.

Добавить комментарий

Комментарии (2)

Мудрик Констант... - 17 ноября, 2010 - 14:49

Уважаемый Виктор Иванович.

Хочу обратить Ваше внимание на то,что сейчас по не которым нарушениям экономического характера,практически не возможно возбудить уголовное дело.

Особенно,если это касается тех дел,где фигурируют миллиардные суммы!!!!
Заведён такой порядок,при котором оперуполномоченный ОБЭПа собрав материалы,идёт к начальнику Следственного отдела,и только если тот "даст добро",возбуждает уголовное дело и уже официально направляет его в Следственный отдел для расследования.....
В итоге тысячи людей,которые страдают от преступлений совершенных в банковской сфере,страхования.....и других.

Остаются без правовой защиты Государства,без возмещения какого-либо ущерба и с неуважением к своей стране и её Государственной и правоохранительной системе.
Константин Мудрик.

Гость Мельников... - 17 ноября, 2010 - 13:52

Постройка мечетей в Москве, Питере и мусульманская пропаганда, идеология- это благо для России?

Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
МУСУЛЬМАНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ПРЕСТУПНА И УНИЖАЕТ ЧЕЛОВЕКА, В МУСУЛЬМАНСТВЕ ЖЕНЩИНЫ ЭТО ЖИВОТНЫЕ, БЫДЛО, КОТОРЫХ МОЖНО ПРОДАВАТЬ, ВОРОВАТЬ И ЛЮБОВЬ ВЫБИВАТЬ ПЛЕТКОЙ И ВСЯКАЯ ПРОПАГАНДА РАБСТВА В РОССИИ ДОЛЖНО БЫТЬ ЖЕСТОКО НАКАЗУЕМО, А МУЛЛ СРОЧНО САЖАТЬ В ТЮРЬМУ, ТАК КАК ОНИ СЕЮТ РЕЛИГИОЗНУЮ НЕНАВИСТЬ!!!
И ГОТОВЯТ РЕЛИГИОЗНЫХ ФАНАТИКОВ, КОТОРЫЕ ВЗРЫВАЮТ ДОМА И Я КАК РУССКИЙ НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ ВНУКИ ВЗДРАГИВАЛИ ОТ КРИКОВ АЛЛАХ АКБАР!!!
У меня есть вопросы- почему мусульмане за 200 лет ничего не изобрели? даже лампочки,
и почему сунниты и шииты убивают друг друга? а так-же талибы и ваххабиты убивают братьев по вере?

Фашизм религиозный уже построен на Кавказе!

Абрек

Злой абрек спустился с гор,
И устроил нам террор,
Хочет взять нас на испуг,
Поезда, дома взрывает,
И в помощники ему,
Подлые попы,
Каждый день вещают,
Вы рабы Иисусовы,
Он страдал и вы страдайте,
Не учитесь, не боритесь,
Щеки подставляйте для битья,
Встаньте на колени и молитесь,
И с мечтой о Рае,
В страданиях живите.
А абреку только этого и надо,
У него же цель,
Баб иметь гарем,
И рабов "неверных" кучу,
И добудет это все,
Он в России глупой,
Ну а если не добудет,
То с мечтой о Рае,
Поезда, дома взрывает.

Григорий Мельников

«В чем разница, принципиальное различие между Христианским Раем и Мусульманским Раем?»

О конституции и законах!

1)«Юрист Путин не мешок картошки украл, а нарушил конституцию, т.е. совершил преступление и что с ним нужно сделать за это?»
2)"Являются ли государственные Законы- законными, если их подписывали государственные преступники Путин и Медведев?"

Китайцы, американцы, абреки, жиды - рады , что мы готовы друг друга поубивать из-за того , что каждый считает, что он прав и поэтому они нам подкидывают лживые извращенные идеи.
Чтобы нам устранить противоречия, нужно просто соблюдать конституцию и посадить в тюрьму- духовных извращенцев Путина и Медведева, которые нарушают конституцию и активно пропагандируют лживую идеологию, не знаю как Вы, но я считаю, что если так дальше будет продолжаться, то нас ожидает гражданская война, новое Косово- что в дальнейшем погубит Россию, убедительно прошу Вас не будьте равнодушными,

А иначе Китайский,
Или иной,
Разум чужой спляшет
На могилах твоих детей!
---
Григорий Мельников