Вы здесь

Вооруженные Силы Российской Федерации и совершенствование правовой базы их функционирования

Выступление В.И.Илюхиня на военно-научной конференции по теме «Состояние Вооруженных Сил РФ и необходимые меры по укреплению их боеготовности и боеспособности», состоявшейся в Москве 13.12.08 г.

Уважаемые боевые друзья, товарищи!

Национально ориентированная общественность глубоко обеспокоена состоянием Вооруженных Сил страны и предстоящей их реформой.

Как правильно было уже отмечено, геополитическая ситуация вокруг России складывается далеко не в нашу пользу. После распада Советского Союза Московский военный округ стал приграничным округом. На северо-западе Россия в силу потерь ряда территорий обрела размеры государства начала 17 века. Были утрачены огромные территории и на юго-востоке. Одновременно границы Российского государства опутываются военными базами агрессивного Северо-атлантического блока.

Территориальные изменения Советского Союза, изменения в целом на европейской карте происходили и происходят вопреки ялтинским и хельсинским международным соглашениям, закрепившим все послевоенное устройство в мире. В СССР они произошли и вопреки конституции, иным законам. Руководители союзного государства и республик, входящих в него, действовали тогда, исходя из своей политической целесообразности, и не руководствовались нормой права, основанного на волеизъявлении народа.

В таком же вероломном, волюнтаристском стиле решалась судьба и наших вооруженных сил. Все или почти все было отдано на откуп президентам М. Горбачеву, а затем Б.Ельцину и В.Путину, которые из-за профессиональной неподготовленности, личных амбиций и просто предательству отечественных интересов решили судьбу армии и флота, сначала СССР, а потом и России. Роль парламентов страны была сведена к фиксации уже заключенных договоренностей с зарубежными государствами или они заключались без всякого уведомления законодательных органов.

Без всякого одобрения или согласия Верховного Совета СССР М.Горбачевым был решен вопрос об объединении двух немецких государств: ГДР и ФРГ, вывод советских войск из Восточной Европы. В таком же духе М.Горбачев и Э.Шеварднадзе, бывший министр иностранных дел СССР решили вопрос о передаче американцам наших 53 тыс. кв. км. морской территории в Беринговом море. В одностороннем порядке уничтожены ракетно-тактические комплексы СС-23 или система «Ока». Стране причинен многомиллиардный урон. Из-за безответственности и предательства двух лиц. Союзное законодательство оказалось бессильным предупредить заключение разрушительных сделок, а в последующем и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности. В стране не оказалось и сил, которые бы поставили бы данный вопрос.

Без всякого согласования и уведомления Федерального Собрания РФ В.Путин, идя на поводу у американцев, а можно сказать, выполняя их требования, ликвидировал на Кубе российскую военную базу, имеющую исключительно важное стратегическое значение для нас. Одновременно им была ликвидирована российская морская база во Вьетнаме, уничтожена космическая станция «Мир». Опережающими темпами ликвидированы три дивизии ракетных войск стратегического назначения на железнодорожной основе. В ответ на это американцы размещают системы ПРО в Польше и Чехии. Российское руководство уже в который раз было обведено вокруг пальца, а страна понесла колоссальный урон.

Серьезную угрозу безопасности и обороноспособности России несет проволочка, явное затягивание правового оформления российско-белорусского союза, на чем я хотел бы остановиться чуть подробнее. Его отсутствие отрицательно влияет не только на развитие экономических, торговых отношений двух стран, но и на характер, дислокацию вооруженных сил России.

В.Путин, следуя по указке администрации США, исходя из своих амбиций, сделал, кажется, все, чтобы в конец испортить российско-белорусские отношения. В начале декабря 2008 года были вновь сорваны двусторонние переговоры и визит в Москву президента А.Лукашенко.

Бывший президент, а ныне председатель правительства России В.Путин, явно игнорирует мнение парламента страны, который давно заявил о готовности полного юридического оформления союза двух государств. К тому же следует напомнить, что Государственная Дума весной 1996 года денонсировала Беловежские соглашения, разрушившие Советский Союз.

Казалось, после этого В.Путин обязан проявить политическую волю по объединению России и Белоруссии, по обеспечению единой системы безопасности двух государств, по совместной охране внешней границы, устранению таможенных барьеров, но этого не происходит. Зато В.Путин с удивительной легкостью вынес на ратификацию в российский Парламент договор России о сотрудничестве с НАТО, подписанный еще Б.Ельциным в 1995 году. Согласно этого договора «натовские» войска, как карательный инспекционный корпус, могут промаршировать по России. Даже Б.Ельцин, одумавшись, и осознавший всю опасность соглашения, отказался выносить его на ратификацию.

Внес Путин и тем самым фактически вталкивает еще Украину в НАТО. Там сейчас рассуждают так: коли Украина суверенное государство, то и она, следуя примеру России, может заключить подобное соглашение с НАТО, что станет для нее юридическим прологом для вступления в агрессивный военный блок.

Президентская рать подсчитывает прибыль "Газпрома", других компаний от повышения цен на энергоносители, продаваемые Белоруссии. Сиюминутная выгода может быть и есть, но для кого? Для крупного капитала, и не более.

А надо подумать о национальных, а не "газпромовских" интересах и личных амбициях. Конечно, А.Лукашенко сегодня выглядит мощной государственной личностью, которому нет фактически равных на постсоветском пространстве. Он не пойдет в НАТО, ибо верит в Россию и без нее не видит будущего своей страны.

Но мы должны отслеживать процессы, которые могут разворачиваться в Белоруссии. После "газовой атаки" в ней уже начинают усиливаться антироссийские настроения, ибо Белоруссия никогда не требовала платы за размещение на ее территории двух российских военных баз и не только за это. Она, например, не требует тех баснословных денег за газовый, нефтяной транзит по своей территории, которые получает от нас та же Польша.

Но главное в другом. А вдруг Белоруссия после А.Лукашенко заявит о своем вступлении в НАТО. Что после этого ожидает Россию, можно сказать уже сейчас: новые границы, новые системы ПРО, новое развертывание наших войск на западе и т.д. Колоссальные материальные и финансовые затраты, перед которыми "газпромовские" просто окажутся ничтожными. Считаем, что может потерять "Газпром" и тут же списываем долги в 10 млрд. долларов Ирака и 11 млрд. Афганистана, странам, оккупированным американцами. Фактически возмещаем за США ущерб от ее военной агрессии. Как это все можно понять, взвесить на чаше политических весов?

Белоруссия - форпост нашей страны на западе. Этого не могут оценить или ограниченные, или откровенно настроенные против России люди.

Путинское руководство осознанно наносит удар по безопасности нашей страны. По большому счету, есть все основания для проведения парламентского расследования изложенных мною фактов.
Одновременно необходимо создать надежную защиту от принятия руководством страны скоропалительных, непродуманных решений, приносящих нам огромный вред, систему правовых мер по контролю за президентом и правительством, по повышению их отчетности и ответственности перед народом. Российская конституция наделила президентскую, всю исполнительную власть огромными полномочиями, существенно урезав их у законодателя. Назрела острая необходимость в пересмотре ряда положений Основного закона, закона «Об обороне», передав ряд полномочий от Верховного Главнокомандующего, парламенту страны.

Благополучие страны, ее безопасность нельзя ставить в зависимость от удачного или неудачного выбора главы государства, от его прихоти и интеллектуальных способностей, наличия у него патриотизма, его властолюбивого окружения. Президентскому абсолютизму необходимо противопоставить целую систему разумных сдержек и противовесов. Власть должна быть сбалансированной, а не такой, как сейчас.
Необходимо расширить перечень наиболее важных для страны вопросов, по которым президент и правительство без предварительного согласия палат Федерального Собрания не могли принимать решений, а по некоторым из них только по результатам проведенных в стране референдумов.

Следует изменить процедуру отрешения президента от должности, существенно сократив участие в ней судебной власти. Основанием же для отрешения предусмотреть не только, как это закреплено в ст. 93 Конституции РФ, совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления, а наступление от его действий очевидно вредных последствий или совершения им любых преступлений, нарушения требований Конституции. Нынешняя процедура оказалась громоздкой и фактически не реализуемой.
На протяжении 20 так называемых перестроечных лет, Россия разоружалась, и зачастую в одностороннем порядке, не заботясь о своей безопасности и обороне. К этому приложили руку оба российских президента, которые заявили, что они не позволят втянуть страну в новый виток вооружений. О какой новой гонке вооружений можно вести речь, коли Россия еще по Договору СНВ-1 взяла на себя обязательство снять с боевого дежурства к 2015 году только в Сухопутных ядерных силах все 1401 единицу баллистических ракет с 6642 ядерными зарядами в головных частях. К тому же на протяжении восьми лет с 1991 года по 1999 год в стране не было произведено ни одной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). При самом благоприятном варианте для нас, как в политике, так и в экономике, к концу 2015 года мы будем иметь на суше 201 ракету. Много это или мало, можно судить по тому, что живучесть ракетного комплекса шахтного базирования не превышает 17%. Через 7-8 лет его эффективность при совершенствовании американцами своей системы ПРО сократится до минимума. Развертывание новых ее элементов в Польше и Чехии поставит вопрос о переводе наших частей ракетных войск стратегического назначения из европейской части к Уралу или дальше на восток. На что, конечно, в бюджетах 2008-12 годов денег не предусмотрено. Как утверждают отечественные специалисты, если все оставить так, как есть, то наши ядерные силы перестанут быть сдерживающим фактором агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Протестуя против очередной реформы Вооруженных Сил, мы чаще всего упоминаем министра обороны А.Сердюкова. Но корень зла не в нем. Президент В.Путин своим указом «посадил» его в кресло военного ведомства, заведомо зная о его ничтожных способностях, как руководителя. Именно Путин продолжает удерживать А.Сердюкова в занимаемой должности. Что касается сути реформы, то ее положения, на мой взгляд, были выработаны далеко за пределами Российской Федерации. А Сердюков виноват лишь в том, что согласился выполнить роль слепого, бездумного разрушителя.

Смею утверждать, что очередная реформа вооруженных сил может привести к окончательному уничтожению армии и флота. Она строится без учета внешних угроз, того, что необходимо сделать для обеспечения надежной защиты нашего государства. Сокращение военнослужащих произойдет без серьезного перевооружения войсковых частей, повышения профессионализма, укрепления дисциплины и совершенствования управляемости войск со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отмечу, 80% военной техники и военного вооружения изношены.

Я готов повторить то, что у президента и правительства России не только нет глубоко продуманной, научно-обоснованной концепции реформирования вооруженных сил, но и законодательной базы. И не случайно. Они не заинтересованы в этом, у них развязаны руки на любые волюнтаристские шаги. Им не нужен профессионально грамотный, глубокий политик министр обороны. Поэтому и водрузили на этот пост ограниченного в познаниях военного дела и не только в нем бизнесмена А.Сердюкова.

У правительства до сих пор нет обоснованных расчетов по финансированию реформ с раскладом затрат, начиная с 2009 года и до 2012 года. Они не предусмотрены отдельными разделами в федеральных бюджетах на три последующие года.

При утверждении бюджета на 2009 г. во втором чтении министерству обороны действительно дополнительно было выделено 21 млрд. рублей. По заявлению В.Путина, якобы на строительство и закупку жилья военнослужащим. Куда пойдут в реальности эти деньги, никто толком не знает, и пойдут ли они на жилье для увольняемых военнослужащих – это тоже вопрос.

К тому же отмечу, что эти 21 млрд. рублей отобраны у министерства социального развития и здравоохранения, а также за счет урезания в финансировании социальных вопросов того же министерства обороны.

В конце девяностых годов прошлого столетия Федеральное Собрание, озабоченное глубокими недостатками в реформировании вооруженных сил, приняло закон об особом порядке финансирования строительства тяжелых стратегических ракет. Законодатели исходили из того, что находящиеся на дежурстве баллистические ракеты фактически исчерпали свои возможности, а новых не было. Надо отметить, что в тех же девяностых годах вообще была сорвана программа перевооружения ракетных войск стратегического назначения.

С законом согласился бывший президент Б.Ельцин. А дальше произошло удивительное. В 2002 году правительство России при проведении пресловутого закона № 122 о замене имеющихся льгот на компенсационные выплаты предложило отменить более ста различных федеральных законов, в том числе и закон о финансировании выпуска стратегических ракет. И Федеральное Собрание с ним согласилось.
Как известно, Совет безопасности Российской Федерации в середине девяностых годов принял решение о том, что ежегодное финансирование Вооруженных Сил не может быть ниже 3,5% Валового Внутреннего Продукта страны. Решение абсолютно выверенное и правильное. Оно обеспечивало бы нормальное развитие армии и флота. Однако отмечу, что в течение всех последующих лет решение Совета безопасности ни разу не было выполнено. Бюджет министерства обороны никогда не превышал 2,5 – 2,7% ВВП. Поэтому было бы абсолютно правильным, если те же самые 3,5% были зафиксированы в федеральном законе, в частности, в законе «Об обороне», что повысило бы обязательность и ответственность за исполнение принятых решений.

Состояние Вооруженных Сил вызывает действительно глубокую обеспокоенность. Они нуждаются в существенной поддержке. Однако до сих пор по непонятным причинам вопросы обороны и безопасности так и не включены в число приоритетных национальных программ государства и общества. Наряду с вопросами здравоохранения, образования, жилья и продовольствия. Уверяю Вас, денег в России на все хватило бы. Только состояния ста валютных миллиардеров оценивается в 520 млрд. долларов, что равняется всем золотовалютным запасам Центробанка страны. Не должны расти доходы кучки людей, коли в разрухе находятся армия и флот.

К сожалению, вновь приходится констатировать, что созданная в России система хозяйствования, получения и перераспределения произведенного товара в купе с властью, малоориентированной на защиту национальных интересов, работают не на укрепление мощи государства, благополучия общества, а на воспроизводство миллиардеров. Эти процессы должны быть пресечены путем законодательного регулирования. Не буду говорить о формах воздействия, их всегда можно выработать.

Совет безопасности РФ играет исключительно важную роль в обеспечении безопасности и обороноспособности страны. Однако до сего времени нет федерального закона, регулирующего его деятельность, что существенно принижает его роль и значение.

Принятый в 1997 году по инициативе группы депутатов Госдумы закон «О Совете безопасности» был отклонен Б.Ельциным и не один президент в последующем не предложил своего проекта.
Из этого можно делать далеко идущие выводы. Как самостоятельная и влиятельная структура Совет безопасности президентской власти не нужен.

Хочу еще раз отметить, что реформирование Вооруженных Сил РФ изначально, и тем более сейчас, должно проходить на твердой законодательной основе. Указов президента, постановлений правительства здесь не достаточно. Именно в законе необходимо закрепить основные положения реформы, цели и задачи, средства и время ее проведения. Вопрос слишком важный, он касается безопасности страны и затрагивает напрямую интересы многих миллионов наших соотечественников. Реформы должны быть понятными. А пока что не только простые граждане, но и члены российского Парламента во многом находятся в неведении, особенно о конечных их результатах.

В самом деле, летом 2008 года бывший министр обороны, а ныне заместитель председателя правительства С.Иванов во всеуслышание заявил, что военная реформа завершена и завершена успешно. Если это так, то кто говорит неправду, вводит страну в заблуждение?

Глубоко убежден в том, что принятые на уровне президента и правительства нормативные документы в значительной мере противоречат федеральным законам «Об обороне» и «О статусе военнослужащих». Сокращение 200 тысяч офицеров никак не объяснишь оргштатными мероприятиями, это расформирование не батальона и даже не полка. Государство отказывается выполнить взятые на себя обязательства перед тысячами военнослужащих и разрывает с ними контракты в одностороннем порядке.

И еще об одной проблеме. Сегодня социальная защищенность военнослужащих впервые за многие годы, как советского, так и царского периода, оказалась хуже, чем у гражданских чиновников как по денежному содержанию, так и по пенсионному, жилищному обеспечению. Это не повышает авторитета и значимости военной службы, не укрепляет армию и флот.

Поэтому было бы справедливым закрепить законодательно, что любые реформы не должны влечь ухудшения социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров. В ином случае министр обороны должен автоматически терять свой пост. Денежное содержание военнослужащего должно превышать совокупную заработную плату соответствующего уровня гражданского чиновника не менее, чем в полтора раза.

Министерство обороны обязано иметь свой жилой фонд, который не может быть изъят или изменен без согласия оборонного ведомства. И этот фонд необходимо создать в течение двух-трех лет.

Несколько слов о Военно-промышленном комплексе. Он находится в плачевном состоянии и едва способен производить чуть более половины комплектующих изделий для вооружения и военной техники. Впервые за все постсоветское время ВПК стал использовать системы, элементы электроники, закупленные за рубежом.
Сегодня в срочном порядке необходимо заменить производственную, научно-техническую базу оборонного комплекса. Если надо, то технику и оборудование следует закупать за рубежом, потратив на это деньги из российских фондов, находящихся за пределами России.

Мы предлагаем в срочном порядке провести национализацию объектов ВПК, создать министерство оборонной промышленности. Все это осуществить через законодательно-правовые акты.
Однако главная задача сегодняшнего дня - не допустить проведения реформы в том виде, как она определена.

Добавить комментарий